ПОЛУЧИТЬ ВЫПЛАТУ ВМЕСТО "НАВЯЗАННОГО" РЕМОНТА ПО ОСАГО
С апреля 2017 года в силу вступили поправки в законодательство об ОСАГО, установившие приоритет ремонта над страховой выплатой, и с этого момента автовладельцы стали лишены возможности выбирать, каким образом получить страховое возмещение: путем ремонта автомобиля или денежной выплатой. Этот выбор законодатель оставил исключительно страховым компаниям, которые могут по своей доброй воле предложить потерпевшему как тот вариант, так и другой, но зачастую этот выбор даже не стоит на повестке и страховщик безальтернативно выдает направление на одно из сотрудничающих с ним СТО, где должен быть отремонтирован Ваш автомобиль. Такие ситуации осложняются тем, что не каждый автовладелец доверит ремонт своего автомобиля в неизвестное (непроверенное) для него СТО из того, как привило, небольшого списка авторемонтных мастерских, предлагаемого страховой компанией на выбор. И причины тому разные:
- длительный срок проводимого СТО по направлению по ОСАГО авторемонта, который может длиться до 30 рабочих дней!!!
- ненадежная, а нередко сомнительная репутация СТО, предлагаемых страховой компанией.
- нежелание доверить ремонт неизвестным автомастерским дорогого сердцу автомобиля, обслуживание которого годами осуществлялось на проверенной станции, куда в свою очередь страховщик отказывается направить на ремонт автомобиль, поскольку она отсутствует в предлагаемым им перечне СТО и т.д.
В настоящем разделе мы подробно объясним в каких ситуациях автовладельцы по закону вправе отказаться от навязанного страховой компанией ремонта и разъясним «альтернативные» варианты того, как добиться выплаты, в случаях когда законом предусмотрен только ремонт.
ПОДРОБНЕЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА ПО ОСАГО
Для начала несколько важных аспектов об особенностях страхового возмещения по ОСАГО как путем денежной выплаты, так и направлением автомобиля на ремонта, которые необходимо понимать и учитывать потерпевшей стороне.
Почти каждый кто сталкивается с необходимостью воспользоваться полисом ОСАГО обнаруживает, что страхового возмещения часто бывает недостаточным для полноценного ремонта и восстановления своего автомобиля после ДТП. Это обусловлено рядом следующих факторов:
- Изначально заниженная база расчетов стоимости ремонта автомобиля, проводимого по ОСАГО, который определяется на основании Единой методики ЦБ и справочников РСА (Российского Союза Автостраховщиков) стоимости запасных частей, материалов и нормочасов, разработанных самими страховыми компаниями, в связи с чем цены, заложенные в них, зачастую заметно ниже среднерыночных по стране.
Убедиться в этом можно самостоятельно на сайте РСА - https://prices.autoins.ru/priceAutoPublicCheck/averagePrices, где в открытом доступе размещены указанные справочники запчастей практически всех марок автомобилей, поиск в которых осуществляется по каталожным номерам деталей (с учетом даты ДТП и региона, где оно произошло).
- Учет износа заменяемых деталей при расчете стоимости ремонта. При этом необходимо принимать во внимание, что износ подлежит учету только в случае выплаты страхового возмещения деньгами, а при направлении автомобиля на ремонт на СТО износ не учитывается.
Таким образом, размер средств, выделяемых страховой компанией на ремонт Вашего автомобиля по направлению на СТО, всегда будет больше той суммы, которую Вы вправе получить, добиваясь выплаты страхового возмещения деньгами. В этом смысле ремонт становится более выгодным, чем денежное возмещение, и это необходимо каждый раз учитывать, когда Вы отказываетесь от ремонта в пользу выплаты.
Справка: износ напрямую зависит от года выпуска и пробега автомобиля (ряда других параметров) и рассчитывается в процентах от стоимости новой детали. Другими словами, при оценке берется стоимость новой детали и уменьшается на величину износа, которую автомобиль имел на дату ДТП (максимальный размер износа по ОСАГО может доходить до 50% от стоимости новой детали).
Cо своей стороны Вы можете самостоятельно с достаточно высокой точность выяснить величину имеющегося износа, а также проверить размер начисленного страхового возмещения по ОСАГО, используя при этом открытые источники информации.
Важным обстоятельством является то, что выбор ремонта, как способа страхового возмещения, не снимает вопрос необходимости доплаты Ваших собственных средств в пользу СТО, куда страховой компанией был направлен автомобиль. И это вполне себе обыденная практика, так как на назначенные страховой компанией к выплате СТО средства редко когда возможно провести полноценный ремонт с использованием оригинальных запчастей. На выделенные страховщиком деньги в лучшем случае можно рассчитывать на ремонт с использованием аналогов, причем сомнительного качества.
У Вас в таких случаях имеется законная возможность требовать сумму произведенной доплаты с виновника ДТП!
Важно: в ряде случаев замена ремонта на выплату не освобождает страховую компанию от возмещения износа стоимости заменяемых деталей, и в этих ситуациях страховщик обязан доплатить страховое возмещение.
Все вышеперечисленное необходимо учитывать при принятии решения в выборе между проведением ремонта по ОСАГО или получением страхового возмещения денежными средствами, и если Вы сделали выбор в пользу последнего, а страховая компания продолжает «навязывать» Вам ремонт, то вот какие существуют способы, позволяющие добиться выплаты.
ЗАКОННЫЕ СПОСОБЫ
Законом предусмотрены следующие случаи, когда автовладелец вправе получить денежные средства в качестве страхового возмещения:
- Полная гибель транспортного средства (конструктивная гибель, экономическая нецелесообразность восстановительного ремонта автомобиля).
Примечание: экономически нецелесообразным признается ремонт, если предполагаемые затраты на него, рассчитанные по Единой Методике ЦБ без учета износа, равны или превышают стоимость транспортного средства (его аналога), сложившуюся на момент ДТП.
- Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате произошедшего ДТП (выплата по выбору потерпевшего).
Примечание: в случае смерти потерпевшего в результате ДТП также производится денежное возмещение ущерба.
- Потерпевшим в ДТП является автовладелец с инвалидностью, имеющий транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями (выплата по выбору потерпевшего).
Примечание: на лиц с инвалидность любой иной категории указанное правило не распространяется вне зависимости от оснований ее приобретения.
- Стоимость восстановительного ремонта поврежденного в ДТП автомобиля превышает установленный законом лимит страхового возмещения по ОСАГО (при условии отказа потерпевшего произвести доплату).
Примечание: в настоящее время лимит выплат по ОСАГО установлен в размере 400 т.р. и 100 т.р. при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД, т.е. по «европротоколу» (400 т.р. при фиксации ДТП при помощи специализированных мобильных приложений или системы ГЛОНАСС). В последнем случае выплата будет актуальна в ситуации, когда участники ДТП оформили «европротокол», недооценив стоимость ремонта автомобиля потерпевшей стороны, которая в итоге по оценке страховщика оказалась выше лимита выплаты, к примеру 120 т.р. Страховая компания не вправе при таких обстоятельствах направлять автомобиль на ремонт, требуя доплаты 20 т.р. (120 т.р. – 100 т.р.) без согласия на то потерпевшего, а обязана выплатить ему 100 т.р.
- В ситуации, когда СТО куда выдал направление страховщик просит у автовладельца произвести доплату за ремонт.
Примечание: требование от СТО доплаты за проведенный ремонт по ОСАГО является обыденной практикой. В этом случае у Вас появляется выбор отказаться ее производить и получить страховое возмещение деньгами. Для этого необходимо направить страховщику соответствующее уведомление об этом, в котором сослаться на п.58 Постановления Пленума ВС №31 от 08.11.2022 г., регламентирующий такую возможность. Отказ от ремонта также возможен в ситуации, когда размер согласованной автовладельцем со страховой компанией доплаты возрос по результатам диагностики автомобиля на СТО.
- При обоюдной вине участников ДТП – «обоюдке» (при условии отказа потерпевшего произвести доплату).
Примечание: в понимании закона об ОСАГО "обоюдкой" является ситуация, при которой все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред, либо, если из документов, составленных сотрудниками ГИБДД по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, вина ни одного из участников в ДТП не установлена.
При "обоюдке" каждый участник ДТП вправе претендовать на возмещение не менее половины стоимости ущерба, причиненного его автомобилю. По умолчанию ущерб в таких ситуациях возмещается деньгами. Но если автовладелец готов доплатить оставшуюся половину стоимости ремонта, страховая компания может в таком случае выдать направление на ремонт автомобиля на СТО.
- По письменному соглашению со страховой компанией об урегулировании страхового случая путем выплаты.
Примечание: такое соглашение возможно только, если страховая компания пойдет навстречу и проявит добрую волю не его подписание с потерпевшим (сам потерпевший не может настаивать на его заключении) и это происходит, как правило, под условие выплаты страхового возмещения в меньшем (в среднем на 20% - 30%) размере, нежели это положено по закону, т.е. с дисконтом (занижением).
- Пострадавший в ДТП автомобиль принадлежит организации (юридическому лицу).
Примечание: поправки о приоритете ремонта над выплатой, введенные в действие в апреле 2017 г., коснулись собой лишь автовладельцев граждан (физических лиц, индивидуальных предпринимателей), для юридических лиц выплата идет по умолчанию, а ремонт рассматривается как опция, которую они вправе выбрать по согласования со страховщиком.
- Направление на ремонт в СТО, отличное от того, которое было выбрано автовладельцем при заключении договора ОСАГО.
Примечание: действительно у каждого автовладельца есть право при оформлении полиса ОСАГО указать любое по его выбору СТО, в которое страховщик будет обязан направить автомобиль, пострадавший в ДТП, для проведения ремонта. Однако это право является мертворождённым и по факту не реализуемым, поскольку соответствующую графу в заявлении о страховании, куда полагается вносить данные о желаемом СТО, не удастся заполнить ни при оформлении электронного полиса (выскакивает "техническая" ошибка), ни при оформлении полиса в офисе страховой компании (прямое противодействие менеджеров).
Ровно также не действует норма закона, в соответствии с которой автовладелец при наступлении страхового случая вправе согласовать со страховщиком любое иное СТО, не входящее в предложенный перечень, куда автомобиль может быть направлен на ремонт. Однако для этого необходимо согласие страховой компании, которого на практике не представляется возможным добиться.
Все вышеуказанные обстоятельства, предоставляющие право претендовать на выплату, являются далеко не единственными возможностями отказа от ремонта. И если ничего из перечисленного в Вашем случае не имеет место быть, то от навязанного ремонта можно отказаться при нарушении страховой компанией порядка его проведения в следующих ситуациях:
1. Нарушение сроков выдачи направления на ремонт, а также сроков проведения ремонта.
Срок выдачи направления на ремонт на СТО установленный законом составляет 20 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении (ПВУ), срок проведения ремонта - 30 рабочих дней. В последнем случае срок исчисляется со дня передачи автомобиля для ремонта на СТО или в страховую компанию для организации его транспортировки к месту проведения ремонта. Часто автовладельцы сталкиваются с противодействием со стороны СТО оперативного принятия автомобиля на ремонт под различными предлогами (ожидание прихода заказанных запчастей, осуществление ремонта по записи, которая расписана на долгое время вперед и т.д.). Такая практика незаконна и ей необходимо противодействовать путем обращения с письменным требованием в страховую компанию и СТО незамедлительно принять автомобиль на ремонт. В случае неисполнения такого требования, а также нарушения срока выдачи направления на ремонт и срока проведения ремонта автовладелец вправе просить о замене порядка осуществления страхового возмещения на денежную выплату вместо ремонта, о чем необходимо подать соответствующее заявление в страховую компанию.
2. Удаленность предложенного страховой компанией СТО.
Законом установлено, что предлагаемое страховой компанией СТО не должно находиться на удалении более чем 50 км. от места жительства потерпевшего/места ДТП. Указанное расстояние рассчитывается не как кратчайшее (по прямой линии), а за основу расчета берется длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования. При этом за точку отсчета указанного расстояния можно брать по выбору как место жительства потерпевшего (в контексте закона - адрес регистрации), так и место ДТП, причем право этого выбора закон предоставил самому автовладельцу (см. п.6.2 "ПРАВИЛ ОСАГО" Положение Банка России N431-П от 19.09.2014 г.).
За страховыми компаниями законодатель оставил право в подобных случаях своими силами и за свой счет доставлять автомобили потерпевших до удаленных СТО и обратно. Если такое предложение поступило, то автовладелец в таком случае лишается возможности замены ремонта на выплату. Однако в нашей практике мы ни разу на сталкивались с такого рода инициативами со стороны страховщиков.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАМЕНЕ РЕМОНТА ПО ОСАГО НА ВЫПЛАТУ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ, В СВЯЗИ С УДАЛЕННОСТЬЮ СТО
СКАЧАТЬ, ПРОСМОТР >>
3. Обязанность направлять автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании, на ремонт в дилерские СТО.
По умолчанию автомобили, с года выпуска которых прошло менее двух лет, подлежат направлению на ремонт в рамках ОСАГО в дилерские СТО. Кроме того, если гарантийное обязательство производителя автомобиля составляет более двух лет с года его выпуска (к примеру гарантия на автомобили Renault составляет 3 года), и на момент ДТП срок обязательства не истек (в рассматриваемом примере ДТП произошло на третий год эксплуатации автомобиля), то страховщик также обязан выдать направление на ремонт на дилерское СТО (см. п.54 Постановления Пленума ВС №31 от 08.11.2022 г.). Отказ в выдаче направление на дилерское СТО в таких ситуациях, равно как и направление на ремонт в обычное СТО (не являющимся официальным дилером), дает право автовладельцу отказаться от ремонта в пользу денежной выплаты.
Но даже, если в рассматриваемой ситуации страховой компанией выдано направление на ремонт в дилерское СТО, у Вас все равно остается возможность рассчитывать на получение выплаты. Это обусловлено тем, что калькуляция затрат на ремонт на дилерских СТО определяется по более высоким ценам, нежели калькуляция страховой компании, рассчитываемая на основании Единой методики ЦБ, цены в которой существенно занижены. В таком случае СТО выставит потерпевшему счет на доплату, что в свою очередь позволит отказаться от ремонта и требовать возмещения деньгами (см. выше).
Еще одним из способов получить от страховой компании замены ремонта – это добиться принятия ей самостоятельного решения о выплате, что может сделать страховая компания в силу закона, и для чего достаточно лишь ее собственного желания. Однако, как Вы сами понимаете, рассчитывать на одну только добрую волю страховщика пойти навстречу страхователю, заменив по его просьбе ремонт на выплату, в такой ситуации не приходится, и тут необходим серьезный стимул для изменения решения в Вашу пользу. Таковым может стать Ваша заявленная решимость проверить по окончании ремонта его качество и полноту!!
Страховые компании, отталкиваясь от зачастую заниженных цен на запасные части и работы, установленные в справочниках РСА, с одной стороны выигрывают в экономии средств, предназначенных в счет страхового возмещения, а с другой стороны немало рискуют тем, что выделенных на ремонт автомобиля по направлению на СТО денежных средств может быть недостаточно для проведения качественного и полноценного ремонта. При этом выявленные недостатки ремонта автомобиля грозят страховой компании немалыми убытками в виде возмещения полной стоимости устранения этих недостатков, которая в некоторых случаях может в принципе превышать саму стоимость ремонта, оказавшегося некачественным. Более того, ситуации, когда возникают претензии по качеству ремонта далеко не редки, и страховым компаниям это достоверно известно. Просто не каждый в таких случаях готов отстаивать свою позицию до конца, поскольку это достаточно хлопотно и затратно по времени и средствам, чем страховщики повсеместно пользуются.
Примечание: ответственность за полноту, качество, а также сроки проведения ремонта автомобиля, проведенного по направлению страховой компании, полностью лежит на страховщике, а не на СТО, и именно страховая компания будет возмещать все убытки и выплачивать штрафные санкции, предусмотренные Законом об ОСАГО.
Ваша задача фактически сводится к тому, чтобы превентивно донести до страховщика свою крайнюю заинтересованность в результатах проведенного ремонта автомобиля без каких-либо малейших недостатков, для чего обозначить готовность принимать результаты ремонта только с независимым экспертом, приглашённым с Вашей стороны, пригрозив при этом, что в случае обнаружения изъянов в ремонте Вы будете требовать полного возмещения возникших убытков и штрафных санкций. Образец подобного рода заявления см.ниже
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАМЕНЕ РЕМОНТА ПО ОСАГО НА ВЫПЛАТУ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
СКАЧАТЬ, ПРОСМОТР >>
Обращение к страховщику с подобным заявлением может возыметь эффект и дать возможность получить выплату страхового возмещения денежными средствами.
"АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ" СПОСОБ
Приведенный ниже путь добиться страховой выплаты вместо ремонта автомобиля является тернистым и мы со своей стороны не рекомендовали бы самостоятельно и без предварительной консультации и помощи специалистов пытаться пройти по нему. Более того мы советуем не прибегать к нему без крайней необходимости, поскольку с большой долей вероятности разрешение спора со страховой компанией по таким ситуациям невозможно осуществить, не обращаясь в суд, что затратно не только по времени, но и по средствам. При этом сама судебная практика по таким спорам изменчива и неоднородна, поэтому и необходимый результат отнюдь не гарантирован.
• ДО ОБРАЩЕНИЯ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О СТРАХОВОМ ВОЗМЕЩЕНИИ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ.
Это возможность напрямую заложена в законе. Так по смыслу п. 20 ст. 12 Закона об ОСАГО право страховщика отказать потерпевшему в страховом возмещении или его части возникает в случае, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Тут то и напрашивается сам по себе вопрос! А в случае если позволяют достоверно установить? Отказ в выплате в такой ситуации становится невозможен?!
В попытке более подробно раскрыть логику законодателя, заложенную в указанную статью закона, хотим обратить Ваше внимание, что по общему правилу страховая компания вправе отказать в выплате по ОСАГО, если потерпевший не представил автомобиль на осмотр. И это надо признать справедливым и необходимым инструментом борьбы с недобросовестными и не чистыми на руки автовладельцами, имеющими своей целью мошенническим путем обогатиться за счет страховых компаний.
Примечание: схема действий страховых мошенников в рассматриваемом случае достаточно проста – не предоставлять автомобиль на осмотр и лишить тем самым возможности страховщика оценить объем, характер повреждений и их относимость к заявленному ДТП. При этом провести свою собственную «независимую» экспертизу по оценке стоимости ремонта, заключение которой представить в страховую компанию, требуя произвести выплату по составленной экспертом калькуляции.
Но как не существует медали с одной единственной стороной, так и в рассматриваемой ситуации с обязательностью предоставления автомобиля к осмотру страховой компанией, этих стороны две. С одной из них - защита интересов страховщика от накрученных по стоимости ремонтов по сомнительным ДТП, которые зачастую в действительности и не происходили (инсценированные ДТП, имевшие место при других обстоятельствах ДТП и т.д.), а с другой стороны - интересы автовладельцев, которые, являясь потерпевшей стороной по уголовным делам по ДТП и ряду административных дел (например, с пострадавшими), вынуждены ожидать до года и более их рассмотрения и принятия по ним судебных решений (приговора, постановления по делу об административном правонарушении), чтобы иметь возможность обратиться в страховую компанию, которая в отсутствие на руках указанных судебных решений, отказывается принимать к рассмотрению заявления о страховой выплате и производить осмотр автомобиля. И предполагается, что на весь период рассмотрения дела потерпевший не может приступить к ремонту автомобиля, дожидаясь вынесения решения суда.
Именно для защиты интересов автовладельцев, попавших в такую ситуацию, призвана указанная норма закона, позволяющая произвести ремонт автомобиля, не предоставляя его к осмотру страховой компанией, и иметь право на получение страховой выплаты.
Примечание: в подтверждение вышеуказанного мы со своей стороны предоставляем ссылку на практику Верховного суда РФ по такого рода ситуациям см.здесь
Последовательность действий в таких случаях следующая:
- до начала ремонта обязательно необходимо провести независимую экспертизу, в рамках которой эксперт осмотрит автомобиль, проведет фотографирование его повреждений и составит полную калькуляцию стоимости ремонта по Единой методике ЦБ;
- получить постановление по делу об административном правонарушении/приговор по уголовному делу и подать его вместе со всеми необходимыми документами, а также заключением независимой экспертизы в страховую компанию;
Примечание: при подаче документов необходимо сообщить страховщику, что автомобиль отремонтирован.
- представить отремонтированный автомобиль на осмотр страховщику.
Важно! Чтобы повысить шансы на беспроблемное урегулирование страхового случая и получения денежных средств, мы со своей стороны рекомендуем представить фото и видео с места ДТП, что позволит страховщику соотнести локализацию и характер причиненных в ДТП повреждений автомобилю с данными, содержащимися в независимой экспертизе, а также постановлении/решении суда и установить достоверность заявленных в рамках страхового случая повреждений автомобиля и стоимости его ремонта.
С высокой долей вероятности ситуация на этом разрешится, и по результатам рассмотрения заявления страховая компания перечислит в Ваш адрес денежные средства. Но нередки бывают и отказы в выплате по таким делам и в этом случае нужно быть готовым, что спор со страховщиком перейдет сначала на рассмотрение финансового уполномоченного, работа которого оставляет множество вопросов и нареканий, а в последствие и в суд, где с большой долей вероятности дело затянется, т.к. потребуется назначение судебной экспертизы на предмет установления возможности повреждений автомобиля, при заявленных обстоятельствах ДТП, их механизма образования, а также стоимости ремонта.
Поэтому еще раз обращаем Ваше внимание, что гарантировать 100%-ый результат предложенный механизм не может, и прибегать к нему без крайней необходимости мы со своей стороны не рекомендуем.
Вам будет также интересно узнать: