Некачественный ремонт по ОСАГО!
(Алгоритм действий с образцами претензии, искового заявления и др. необходимых документов).
Недавняя реформа ОСАГО, установившая приоритет натуральной формы возмещения (путем проведения ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля) над денежной выплатой, хоть и была направлена на защиту интересов автовладельцев, но по факту принесла с собой целый ворох проблем и трудностей. Предполагалось, что после ДТП страховая компания и СТО, куда выдано направление на ремонт, берут на себя заботу по организации и проведению ремонта автомобиля, а пострадавший автовладелец без лишних хлопот в результате получает его в отремонтированном виде в том состоянии, которое имел автомобиль до момента ДТП. Но на деле выяснилось, что остаются вопросы не только к сроку ремонта и репутации самих СТО, куда страховщик выдает направление, а в первую очередь к качеству проведенного ремонта, который зачастую оставлял желать лучшего. Именно на этом аспекте мы со своей стороны хотели бы подробнее остановиться в настоящей статье.
ПОДРОБНЕЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА ПО ОСАГО
С апреля 2017 года автовладельцы лишились возможности выбирать, каким образом получить страховое возмещение: путем ремонта автомобиля или денежной выплатой. Этот выбор законодатель оставил исключительно страховым компаниям, которые могут по своей доброй воле предложить потерпевшему как тот вариант, так и другой, но зачастую этот выбор даже не стоит на повестке и страховщик безальтернативно выдает направление на одно из сотрудничающих с ним СТО, где должен быть отремонтирован Ваш автомобиль.
Существует ряд установленных законом исключений, когда от навязанного ремонта можно отказаться в пользу выплаты. Подробнее об этом см.ЗДЕСЬ>>.
Но при отказе от ремонта в пользу денежной выплаты необходимо учитывать, что будет учтен износ стоимости заменяемых деталей, который не принимается в расчет при проведении ремонта. В этом смысле ремонт выгоднее выплаты деньгами!! Однако в ряде случаев замена ремонта на выплату не освобождает страховую компанию от возмещения износа, и в этих ситуациях страховщик обязан доплатить страховое возмещение в этой части. Подробнее об этом см.ЗДЕСЬ>>.
Примечание: износ напрямую зависит от года выпуска и пробега автомобиля (ряда других параметров) и рассчитывается в процентах от стоимости новой детали. Другими словами, при оценке берется стоимость новой детали и уменьшается на величину износа, которую автомобиль имел на дату ДТП (максимальный размер износа по ОСАГО может доходить до 50% от стоимости новой детали).
Во всех остальных случаях износ ложится на виновника ДТП. Также как и возможная доплата Ваших собственных средств в адрес СТО, куда страховой компанией был направлен автомобиль, поскольку на назначенные страховой компанией к выплате СТО средства редко когда возможно провести полноценный ремонт с использованием оригинальных запчастей. На выделенные страховщиком деньги в лучшем случае можно рассчитывать на ремонт с использованием аналогов, причем сомнительного качества.
У Вас в таких случаях имеется законная возможность требовать сумму износа и произведенной доплаты с виновника ДТП!
ПРИЧИНЫ НЕКАСТВЕННОГО РЕМОНТА ПО ОСАГО
Для общего представления о проблеме некачественного ремонта необходимо понимать ряд важных основ и правил проведения ремонта по ОСАГО, установленных законодательством.
- Изначально заниженная база расчетов стоимости ремонта автомобиля, который определяется исключительно на основании Единой методики ЦБ и справочников РСА (Российского Союза Автостраховщиков) стоимости запасных частей, материалов и нормочасов, разработанных самими страховыми компаниями, в связи с чем цены, заложенные в них, зачастую заметно ниже среднерыночных по стране.
Убедиться в этом можно самостоятельно на сайте РСА - http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/, где в открытом доступе размещены указанные справочники запчастей практически всех марок автомобилей, поиск в которых осуществляется по каталожным номерам деталей (с учетом даты ДТП и региона, где оно произошло).
- Установленная законом возможность использовать при ремонте не только оригинальные запчасти, но их аналоги, причем самые дешевые в том числе. Очевидно, что качество и долговечность таких деталей оставляет желать лучшего.
- Короткие сроки гарантии на ремонтные работы, составляющие 6 месяцев, а на работы по восстановлению лакокрасочного покрытия — один год.
Все вышеперечисленные факторы не могут пагубно не повлиять на полноту и качество проведенного по ОСАГО ремонта автомобиля. И на случай, если ремонт выполнен некачественно, то можно пытаться добиться от страховой компании его качественного выполнения (повторный ремонта), так и отказаться от этой опции и добиться от страховщика возмещения стоимости устранения недостатков.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ С ОБРАЗЦАМИ ДОКУМЕНТОВ
1. Правильно зафиксировать результаты некачественного ремонта.
Процедура проведения ремонта по ОСАГО достаточно подробно зарегламентирована, начиная с момента выдачи направления на ремонт и приемки автомобиля на СТО вплоть до возврата автомобиля с ремонта и порядка устранения его недостатков, в случае некачественного ремонта.
Еще на стадии передачи автомобиля на ремонт необходимо обязательно добиваться от СТО выдачи соответствующего акта приемки автомобиля, поскольку именно после приемки автомобиля СТО начинает исчисляться срок, отведенный законом на проведение ремонта, составляющий 30 рабочих дней, который имеет существенное значение в споре со страховщиком по качеству ремонта автомобиля. Обращаем внимание, что в этот срок включено время на поиск и доставку необходимых для ремонта автомобиля запчастей.
Важно: в случае отказа СТО в выдаче каких-либо документов, что является распространенной практикой, необходимо фиксировать все происходящее на видео, а также требовать книгу жалоб и предложений, куда внести соответствующую пометку. Одновременно с этим нужно обратиться с письменным требованием выдачи акта к СТО и к страховой компании. Все вышеперечисленные мероприятия с огромной долей вероятности позволят Вам добиться выдачи акта, а даже если этого не произойдет, сами по себе подтвердят факт передачи автомобиля на СТО.
Об окончании ремонта автомобиля СТО уведомляет об этом страхователя, предлагая явиться в назначенное время и принять автомобиль с ремонта. На этом этапе будет необходимо провести тщательный осмотр отремонтированного автомобиля, и в случае обнаружения недостатков ремонта зафиксировать их. Здесь со своей стороны мы рекомендуем не преминуть воспользоваться помощью эксперта, который своим профессиональным взглядом определит дефекты и поможет правильно сформулировать конкретные претензии по качеству ремонта.
Примечания: недостатки ремонта не всегда очевидны обывательскому взгляду, поскольку предписываемые к проведению ремонтные работы автомобиля достаточно разнообразны (слесарно-механические, кузовные, малярные, арматурные, электромонтажные и др.) и без соответствующих знаний элементарно можно не разобраться, на что обращать внимание. Более того стандарты качества ремонта определяются специальными нормативными документами, а также регламентами автопроизводителей, которые мало того, что не всегда можно обнаружить в открытом доступе, так еще и для их понимания необходимы профессиональные навыки.
Вот какие наиболее часто возникающие претензии по качеству мы бы хотели отметить:
- пыль и мусор под слоем краски/лака, шагрень покрашенного элемента (эффект апельсиновой кожуры), матовость (помутнение поверхности), пузырение и потеки краски, царапины и трещины, разнотон и т.д.
- увеличенные/уменьшенные зазоры между кузовными элементами автомобиля;
- использование при ремонте бывших в употреблении запчастей, что напрямую запрещено действующим законодательством;
- ремонт элемента (детали, агрегата), который подлежал замене;
- и другие нарушения технологии ремонта
При возврате автомобиля с ремонта оформляется акт приемки-передачи отремонтированного автомобиля.